Как мама уже почти трехлетней дочки, я заинтересовалась вопросом кризиса трех лет.
Если у вас есть трехлетний малыш, тогда вы понимаете, что
это довольно сложный период в вашей жизни. Сначала вы думали, что ребенок
подрастет, начнет говорить, и станет легче. Казалось бы, трехлетний малыш, это
уже много понимающий и смышленый человек, с которым уже проще договариваться. Однако,
ребенок то и дело проявляет характер, то отказывается есть, то устраивает
истерику перед прогулкой, не хочет убирать игрушки, которые он разбросал по
всей комнате, устраивает истерики на полу .
Психологи считают, что главное не впадать в панику. По их
мнению, это кризисный возраст. А любой кризис – явление временное и
естественное. Если обратиться к практике и опыту, то какие-то дети легко
преодолевают этот сложный период, а какой-то ребенок нуждается в помощи, чтобы
избежать осложнений.
О кризисах педагоги пишут довольно давно. Еще в эпоху Руссо
писали о разном развитии детей в определенные периоды жизни. Говорили о том,
что развитие ребенка, то стабилизируется, то ускоряется, то замедляется. И
слишком быстрое развитие приводит к сложным взаимоотношениям ребенка и его
окружения. Если ребенок, который был раньшепослушным , становится капризным,
упрямым и противоречивым. Вот как раз трудновоспитуемость говорит о том, что у
вашего ребенка начался кризис трехлетнего возраста.
Каждый родитель в этот период задает вопрос: Что же
случилось с малышом?
Важно понимать, что кризис не только неизбежен, но он имеет
важное значение, а поэтому необходим. Как себя вести в этот период? Просто тихо
пережидать, пока пройдет и этот период? Станет ли ребенок спокойным после этого
периода?
Конечно, просто ждать – это не самый хороший выход. Просто
ждать пока все само собой разрешится – все равно, что быть равнодушным. Ваш ребенок
меняется, он уже не будет прежним. Ребенок может стать хуже, а может стать
гораздо лучше, он повзрослеет, станет более самостоятельным, поумнеет.
Изменится мировосприятие ребенка, его отношение к окружающим его людям, к себе.
Личность меняется по мере ее взросления, меняется
мироощущение ребенка, его взгляды на жизнь. Происходит обновление ребенка, как
личности: меняется характер ребенка. Но происходят все эти изменения довольно
сложно, как для родных ребенка, так и для него самого. И часто, не понимая
своего малыша, родители могут вызывать то поведение ребенка, которое их самих и
расстраивает.
Но последние исследования показали, что треть детей довольно
легко переживают трехлетний возраст, в их поведении нет серьезных изменений.
Когда врачи говорят о том, что кризис неизбежен, они говорят о том, что каждый
ребенок обязательно проходит этот этап, когда темпы развития стремительные.
Поэтому эти процессы касаются всех
детей.
Само поведение у разных детей может отличаться. Даже у
одного ребенка поведение может быть разным на протяжении кризиса.
Родители при этом тоже меняют свое поведение. Даже
специалистам трудно понять, что в поведении ребенка вызвано естественными
процессами, а что является уже проявлением невротическим. Чтобы избежать
заблуждений, надо ознакомиться с “нормами” и тем, что считают отклонением от
этих норм.
Грани кризиса
Многие дети в возрасте трех лет проявляют свой характер,
непокорность, ребенок постоянно противоречит вам. Отказавшись гулять, ребенок
через несколько минут начинает плакать, что он хочет гулять. Просит поесть, но
как только вы разогрели еду, отказывается. Такое поведение становится все более
распространенным. Такое чувство, что ребенок то и дело ищет возможность
поспорить с вами. Упорно может называть масло сыром, не смотря на все ваши
возражения. И когда вы, согласитесь, что масло это сыр, ребенок восклицает: “Неправда,
это масло!” На самом деле ребенку неважно, что это, важен спор с вами.
А взрослые в ответ обычно обижаются, словно ребенок
осознанно досаждает им. Не надо так думать. Просто ваш малыш прогрессивно
развивается, он начинает заявлять о себе, как о полноценной личности. Его
поведение, это не проявление нелюбви к вам, не надо так думать. Просто ребенок,
наконец, начал себя отделять от всех, он взрослеет. И сам не понимает своего
поведения.
Ребенок не может заявлять о себе, как взрослый человек.
Поэтому его поведение такое противоречивое. Он говорит нет, в ответ на наше да.
Он подчеркивает нам, что у него тоже есть своя точка зрения на все, что его
окружает. Получается неумело, но как
умеет, так и делает.
Ребенок проявляет самостоятельность. Поэтому уважайте его
мнение, и порой дайте ему “победить”, конечно же, в пределах разумного. В одной
семье, по просьбе психологов, мама во всем соглашалась с ребенком, с любыми его
капризами. И тогда ребенок, не смотря на то, что ему потакают, все равно
заходился в истерике, на ровном месте. Ребенок через неделю сам начал
изображать “негативизм”.
Дети, которым слишком потакают родители, в три года
чувствуют себя несчастными. У них часто наблюдаются истерики. А значит
противостояние ребенка и родителей необходимо. Ребенок сопротивляется нашей
воле, и эти взаимоотношения очень нужны ребенку.
Ребенок продолжает изучать окружающий мир, людей. Он
начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Если вокруг много запретов, если
подавляется детская самостоятельность, ребенок вырастает безынициативным. Такой
ребенок требует большего внимания, он не может сам играть. У него либо скудное,
либо неупорядоченное воображение.
Важно не ломать ребенка, как личность. Если постоянно все
запрещать, переключая внимание ребенка с его идей, на то, что по мнению
родителей нужнее и правильнее, то это ломает и без того чувствительный механизм
той детской инициативы, которая еще только начинает развиваться. Но это не
значит, что запреты вообще стоит исключить. Отсутствие запретов тоже приносит
отрицательное влияние. Ребенок должен развиваться в правильном направлении, а
отсутствие запретов, вседозволенность, могут его дезориентировать.
Он должен понимать свои поступки, отличать хорошее от
плохого. Поэтому наличие ограничителей очень важно. А критика взрослых нужна,
так как дети часто в этом возрасте рассуждают “от противного”: ”Я не делаю
плохого, а значит я хороший”.
Если кризис проходит гармонично, ребенок научится к концу
кризисного года формулировать свои идеи и замыслы, он будет заявлять о них
более цивилизованными методами. Негативизм уйдет, но на смену придут другие
сложности.
Кризисный возраст и воображение
Инициатива трехлетнего ребенка, как правило, приводит к
особому интересу к предметам и тем действиям, которые с ними можно делать. То,
что ребенок задумал и исполняет, начинает приобретать для него особо важную
ценность. И очень трудно переключить внимание ребенка, он расстраивается, если
у него что-то не получается, плачет. Неадекватно реагирует на критику: кричит,
плачет, ищет виноватого.
Не пугайтесь, почти все личностные метаморфозы положительны:
ребенок взрослеет, становится более настойчивым и самостоятельным. У него уже
зреют планы, он целенаправленно берет тот или иной предмет. И уже почти каждый
его поступок приобретает смысл. Ребенок больше думает и размышляет. Ваш малыш
учится делать выводы, если что-то не получается, то он меняет одно свое
действие на другое, чтобы достичь поставленной цели.
Надо сказать, что иногда, родители этого не замечают, так
как все происходит без проблем. Родители могут обратить внимание, на то, что
ребенок учится хитрить, или вдруг начал хвастаться. Ребенок может втихаря от
родителей взять предмет, который ему запрещают трогать. А когда ему говорят: “Тебе
разрешили?”, он спокойно отвечает: “Да!” Ребенок фантазирует, и это тоже свойственно
кризису трехлетнего возраста. В этом возрасте воображение у детей очень активно
развивается. С помощью воображения дети строят планы для достижения своих
целей. Роль этого воображения очень важна. Иногда ребенок фантазирует, чтобы
защитить свои права. Это он делает уже защищаясь, пытаясь обойти запреты. Родителей
часто пугает именно это воображение ребенка. В три года ребенок учится
радоваться результатам своей самостоятельной деятельности. Это играет для него
важную роль. Он понимает, что уже может делать какие-то вещи, как взрослый! Он
горд, что может делать что-то как мама или как папа. Ребенка ранит частая
критика родителей. Каждую критику его действий ребенок воспринимает, как
неуспех, трагедию, разочарование родителей. Некоторые дети замыкаются в себе,
кто-то становится плаксивым, а другие дети живут воображаемым успехом. Это
должно вызывать тревогу взрослых. Если малыш стал периодически обманывать,
родителям стоит пересмотреть и свое поведение. Необходимо обратить внимание на
то, каковы ваши системы оценок и наказаний ребенка. Не ущемляете ли вы его
самолюбие. Если вовремя ликвидировать причины детской лжи, то вы преодолеете
проблему. Иначе, вы можете не успеть вовремя ликвидировать детскую ложь.
Страхи
Кроме воображения, в кризис обостряются и страхи ребенка. И
если раньше страхи были вызваны реакцией на какие-либо раздражители, то сейчас
все иначе. Вспомните, как в два года малыш пугался пылесоса? Это был инстинкт
самосохранения. Когда малыш плакал, он звал вас, учился отличать, что опасно, а
что безопасно в окружающем его мире.
В три года у малыша возникают иные страхи. Малыш может
услышать страшную сказку, испугаться темноты, все это может ему надолго
запомниться и не давать душевного покоя. Ребенок не может справиться с этими
страхами. О механизмах этих страхов мало известно, но если кризис протекает
тяжело, малыш нуждается в вашей помощи.
Если вы замечаете невротическое состояние ребенка, следует
обратиться к специалисту. Конечно, со многие страхи можно преодолеть и самим.
Не надо говорить ребенку, что не надо бояться. Просто уговорами страхи не
прогнать, и можно только усугубить все страхи. Надо просто бороться со
страхами, научить ребенка им противостоять. Можно придумать волшебный атрибут,
с помощью которого у ребенка возникнет чувство защищенности и тогда он не будет
ничего бояться.
Трехлетний возраст – это очень важный период в жизни каждого
ребенка. Происходят изменения в психике малыша. Он развивается как личность,
остро реагирует на оценки тех, кто его окружает. Начинает заниматься предметной
деятельностью.
Если окружающие его взрослые слишком критикуют его, обижают
его самолюбие, создают много запретов, то кризис усугубляется, ребенок
замыкается, мало общается, становится
трудным и неуправляемым.
Важно уважать ребенка, как полноценную личность. С пониманием относиться к его делам, хвалить
результаты его деятельности. Иначе, взрослые только усугубляют и без того
сложный кризисный период, что сказывается и на дальнейшем развитии ребенка.
Чувство самоуважения у ребенка должно сформироваться к концу
кризиса трех лет. Важно не упустить этот момент, так как иначе самоуважение
может не возникнуть. Если же взрослые учтут все сказанное выше, то ребенок
повысит свою самооценку – а это важно для развития ребенка и во все последующие
годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий